19 октября 2016 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении приняты разработанные Минюстом России проекты федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Законопроекты предусматривают возможность обжалования решений территориальных органов Минюста России об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования не только в суде, но и в административном порядке в Минюсте России, что обеспечит дополнительные гарантии органам местного самоуправления и сократит судебные издержки.
Помимо этого законопроектами закрепляется процедура возврата документов, представленных на государственную регистрацию с нарушением требований Федерального закона «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», а также возможность их отзыва главой муниципального образования до принятия территориальным органом Минюста России решения (о государственной регистрации или об отказе). Отзыв указанных документов позволит вернуть устав для доработки, что сократит число отказов в государственной регистрации уставов, особенно в той ситуации, когда устав уже находится на регистрации, а в федеральное законодательство внесены изменения.
Также отменяется свидетельство о государственной регистрации устава, поскольку выдача такого свидетельства не влечет правовых последствий, т.е. не удостоверяет факта наличия какого-либо субъективного права или правоотношения.
Кроме того, предусматривается, что в случае образования в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации отнесение территории нового субъекта Российской Федерации либо территории отдельных муниципальных районов в таком субъекте Российской Федерации к территориям соответственно с низкой либо высокой плотностью сельского населения в целях определения особенностей территориальной организации местного самоуправления осуществляется без соблюдения общих сроков (не чаще одного раза в пять лет) актуализации перечней соответствующих территорий.
Наряду с этим закрепляется единообразное использование термина «плотность сельского населения».