В последние годы отдельные российские и зарубежные средства массовой информации очень часто применяют термины «информационная война», «фейковые новости» и другие, толкуя их как совершенно новый вид противодействия между государствами.
Однако, на самом деле, ложь, дезинформация, сокрытие государством от населения информации о реальном положении дел в стране, секретные переговоры между отдельными странами, применялись на протяжении всей истории развития человеческого общества.
В этой статье мною сделана попытка обобщить данные, касающиеся информационного воздействия на личность в политических, коммерческих и иных целях.
Во все времена развития человеческого общества определенными социальными группами и личностями постоянно предпринимались и продолжают применяться меры, направленные на формирование у определенной части населения необходимого отношения к тому или иному событию, побуждения к тому или иному действию. Указанное информационное воздействие осуществляется непрерывно, изменяются только лишь преследуемые цели, а также используемые инструменты (СМИ, телевидение, Интернет, рекламные продукты и т.д.).
В качестве субъекта и объекта информационного воздействия в человеческом обществе выступают:
а) государство, как особая организация общества, обладающая специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определенной территории, и обладающая суверенитетом, — на население государства, а также на население соседних государств, в целях формирования необходимого отношения к тому или иному событию, побуждения к тому или иному действию;
б) оппозиция, как группа лиц, чьи взгляды и действия, противопоставляются действиям государственных структур, а также информационному воздействию, оказываемому государством на население, в независимости от преследуемых целей, — на население своего государства, а также на население соседних государств, в целях формирования необходимого отношения к себе, побуждения к тому или иному действию;
в) социальная группа, не являющаяся оппозицией, — на население своего государства для побуждения к тому или иному действию. Как правило, подобное информационное воздействие осуществляется в рамках государственного управления обществом;
г) отдельная личность – на отдельные группы населения, отдельные личности для формирования необходимого отношения к себе, побуждения к тому или иному действию;
д) коммерческая организация – на отдельные группы населения для формирования спроса на производимый товар.
Все остальные случаи, на мой взгляд, являются вариациями перечисленных случаев информационного воздействия.
Субъект информационного воздействия всегда ставит перед собой задачу внести в сознание индивидуума человеческого общества те или иные изменения, в соответствии с поставленными целями.
В Словаре медицинских терминов дается следующее определение сознания – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразия поведения.
Из приведенного выше определения «сознания» следует, что информационное воздействие направленно, прежде всего, на формирование у объекта необходимого представления о действительности, картине окружающего мира.
Процесс восприятия действительности сознанием человека процесс довольно сложный и до конца неисследованный. Не вдаваясь в научную терминологию можно процесс восприятия действительности описать так: пропуская через себя впечатления от внешнего воздействия, оценивая их, индивидуум устраняет опасности на своем пути и стремится обеспечить себе комфортное существование.
Человек всегда стремится к комфортному состоянию и избегает ощущений, вызывающих страх.
Комфортность – это отсутствие напряжения, наличие удобств, хорошее физическое и психологическое состояние индивидуума. | Страх – внутреннее состояние, обусловленное грозящими реальными или предполагаемыми бедствиями, угрозами жизни или комфортному состоянию. |
Именно на стремление человека к комфортному существованию и направленно, как правило, информационное воздействие. При этом всегда приводятся аргументы наступления возможных негативных и нежелательных для человека последствий в случае несоблюдения рекомендованного поведения.
Если хотите состояние комфорта, то нужно делать так-то, иначе возникнет опасность его потерять | ? | Не хотите потерять состояние комфорта делайте так-то и тогда вам будет спокойно и уютно существовать |
Ярким подтверждением этому являются программы политических партий и общественных движений, содержание речей политиков, особенно в период выборов.
Для повышения эффективности информационного воздействия активно применяются современные практические наработки в области нейролингвистического программирования личности.
Наиболее распространенными приемами информационного воздействия являются:
— апелляция к мнению известных людей (политиков, актеров, писателей, спортсменов, шоуменов и т.д.) — к мнению которых должны прислушаться их почитатели и фанаты;
— апелляция к мнению большинства (как пример: реклама — 99% женщин покупают этот шампунь) – т.е. все уже приняли единственное правильное решение;
— «страшилки» различного содержания (как пример: реклама про кариес, головную и иную боль), с предложением эффективного способа избежать наступления нежелательных последствий;
— апелляция к национальным традициям, историческим событиям, опыту предыдущих поколений – т.е. мы всегда делали так и должны это продолжать делать;
— использование контента, имеющего эротическую окраску и призывающего к определенным действиям на фоне полового влечения;
— другие приемы, которые должны вызвать отклик в сознании объекта информационного взаимодействия в зависимости от пола, возраста и социального положения.
Таким образом, на каждого человека, независимо от возраста, пола, социального статуса, а также его желания, постоянно оказывается регулирующее информационное воздействие, побуждающее его к совершению тех или иных действий.
Будет человек совершать или не совершать предписываемые действия зависит, прежде всего, от следующих факторов:
— психологической устойчивости к внешним воздействиям;
— жизненного опыта;
— зрелости личности;
— состояние физического и психического здоровья;
— критического отношения к оказываемому информационному воздействию;
— социальный статус и социальное положение в обществе.
С учетом перечисленных факторов можно сделать вывод, что наиболее уязвимыми объектами информационного воздействия являются, прежде всего, молодежь и люди преклонного возраста.