Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в части надлежащего извещения

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 24 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указывает на то, что должны быть приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
При решении судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Следовательно, извещение может быть осуществлено любым способом каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Также надлежит иметь в виду, что считаются извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).
Процедура доставки (вручения) почтовых отправлений регламентирована разделом III Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 № 234 (п. 32, 34,35).
Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений (РПО), утвержденным Приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 № 114-п (п. 20.12, 20.17, 20.15,
Почтовые отправления при невозможности их вручения адресатам хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления. При неявке адресата за почтовым отправлением в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение. Далее простая письменная корреспонденция передается в число невостребованных почтовых отправлений.
Почтовое отправление возвращается по обратному адресу: по заявлению отправителя; при отказе адресата от его получения; при отсутствии адресата по указанному адресу; при невозможности прочтения адреса адресата; при иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств.
О данных действиях делаются отметки сотрудниками Почты России.
Данная информация содержится также на официальном сайте ФГУП «Почта России» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Отслеживание почтовых отправлений».
При соблюдение органами почтовой связи Правил оказания услуг почтовой связи в отношении доставки (вручения) почтовых отправлений правонарушителю требование о надлежащем извещении следует считать исполненным.
Извещение телеграммой регулируется Требованиями к оказанию услуг телеграфной связи в части приема, передачи, обработки, хранения и доставки телеграмм, утвержденными Приказом Мининформсвязи РФ от 11.09.2007 № 108 (п. 330, 331, 337, 340,
Каждая телеграмма должна быть вручена адресату по расписке, установленной Ф. ТГ-32, с указанием им даты, местного времени вручения и подписи.
Телеграммы вручаются лично адресату или (в его отсутствие) совершеннолетнему члену семьи. Телеграммы, адресованные организациям и (или) должностным лицам, вручаются уполномоченным на получение телеграмм для последующего вручения адресатам .
При отсутствии адресата в почтовом ящике оставляется извещение Недоставленная телеграмма возвращается в пункт связи для последующей вторичной доставки.
Таким образом, уведомления оператора связи обязаны содержать сведения об оставлении в месте нахождения привлекаемого лица уведомлений о поступлении в его адрес телеграмм и об осуществлении вторичной доставки этих телеграмм.
При этом юридическое лицо обязано организовать надлежащим образом получение почтовой корреспонденции по своему юридическому адресу. Указывая адрес в качестве своего места нахождения, юридическое лицо должно осознавать, что по этому адресу будет направляться предназначенная ему почтовая корреспонденция. В случае если корреспонденция доставлена по адресу места нахождения юридического лица, все негативные последствия, вытекающие из ее неполучения (несвоевременного получения, получения неуполномоченным лицом, отказа в получении и так далее), возлагаются на юридическое лицо (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридических лиц»).