Как граждане должны, получать информацию об избирательных участках, месте нахождения помещений для голосования?

Прокуратура Приволжского района разъясняет: Как граждане должны, получать информацию об избирательных участках, месте нахождения помещений для голосования?

Частью 7 статьи 19 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Помимо этого участковые избирательные комиссии информируют граждан о месте нахождения помещения для голосования и времени голосования.

Следует помнить, что замалчивание информации о времени и месте голосования может быть сигналом, свидетельствующим о стремлении искусственно снизить явку избирателей.Следует также обратить внимание на необходимость более активного информирования избирателей в случае, если помещение для голосования располагается не в традиционном для соответствующего избирательного участка месте.

Прокуратура Приволжского района разъясняет: «Ответственность за нарушение тайны голосования».

Одним из принципов проведения выборов в Российской Федерации является участие в них граждан Российской Федерации при тайном голосовании.

В силу ст. 7 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ), голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Тайность голосования обеспечивается при соблюдении следующих условий:

— каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом – правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления, голосует лично, голосование за других лиц не допускается;

— заполнение бюллетеня для голосования осуществляется в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, в которых запрещается присутствие других граждан, кроме голосующего;

— если гражданин не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или его заполнить, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющихся членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем, то есть лицами, которые могут повлиять на его волеизъявление;

— в соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю. Таким образом, лицо, оказавшее помощь избирателю, перестает быть анонимным, ввиду чего существенно уменьшается вероятность оказания им давления на волеизъявление участника голосования.

Одной из гарантий тайного голосования является запрет зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, доверенным лицам и уполномоченным представителям избирательных объединений, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей, участников референдума для участия в голосовании.

Следует отметить, что способы нарушения тайны голосования разнообразны, они выражаются в том, что члены избирательных комиссий с правом решающего голоса при голосовании на дому могут указывать гражданам, за какого кандидата нужно голосовать, а также в том, что наблюдатели либо другие лица могут заходить в специально оборудованные кабины для голосования и разговаривать с избирателями с целью повлиять на их выбор.

Учитывая значимость прав граждан избирать и быть избранными, за нарушение тайны голосования предусмотрена уголовная ответственность по ст. 141 Уголовного кодекса Российской Федерации.