ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННУЮ РУБКУ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ

В науке сформулировано четыре основных вида юридической ответственности: гражданско-правовая, дисциплинарная, административная и уголовная.

Отношения, связанные с использованием и охраной лесных и иных насаждений, регулируются в том числе Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об охране окружающей среды), ст. 75 которого установлены виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды — имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная.

Важно отметить, что непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде, что и представляет собой реализацию указанной выше гражданско-правовой (имущественной) ответственности. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

Статья 99 ЛК РФ также устанавливает, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Таким образом, ответственность, предусмотренная ЛК РФ, носит отсылочный характер и, по сути, является частным случаем среди всей ответственности за экологические правонарушения, сформулированной в Законе об охране окружающей среды.

Целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем истец вправе выбрать способы, предусмотренные ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Закона об охране окружающей среды при обращении за судебной защитой, а суд, с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям.

 

Уголовная ответственность

 

Уголовная ответственность устанавливается за нарушения лесного законодательства, имеющие наиболее высокую степень общественной опасности.

В частности, такая ответственность за незаконную рубку лесных насаждений предусмотрена ст. 260 УК РФ.

Рассматривая особенности квалификации действий виновных по данной статье УК РФ, выявим признаки, разграничивающие административную и уголовную ответственность по указанным статьям.

Как следует из диспозиции ч. 1 ст. 260 УК РФ, предметом преступления являются не только лесные насаждения, но и не отнесенные к ним деревья, кустарники, лианы.

Из положений ст. 23.1 ЛК РФ видно, что под лесными насаждениями понимаются деревья, кустарники, лианы, растущие в лесах. Охрана указанных насаждений, расположенных на иных территориях, занятых зелеными насаждениями, осуществляется в рамках Закона об охране окружающей среды.

Не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы человеком либо они произросли без его целенаправленных усилий. Не относятся к предмету указанных преступлений, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, используемых для ведения сельскохозяйственного производства и связанных с ним целей (за исключением мелиоративных защитных лесных насаждений), произрастающие на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесных питомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Также не относятся к предмету преступлений, предусмотренных ст. ст. 260 и 261 УК РФ, лесные насаждения, определенные для рубки в соответствии с договором купли-продажи лесных насаждений, договором аренды лесного участка, проектом освоения лесов, если их рубка произведена лицом, у которого отсутствуют необходимые для этого документы. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение чужого имущества.

При рассмотрении уголовных дел следует руководствоваться положениями отраслевого законодательства, в том числе положениями ЛК РФ, Законом об охране окружающей среды, другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ и ее субъектов в области охраны окружающей среды и природопользования. При этом судам надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами регулируются соответствующие правоотношения, и указывать в судебном решении, в чем непосредственно выразились их нарушения со ссылкой на конкретные нормы (пункт, часть, статья). При отсутствии в обвинительном заключении таких данных, восполнить которые в судебном заседании не представляется возможным, уголовное дело подлежит возвращению прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ для устранения препятствий его рассмотрения судом (п. п. 1, 2 Обзора практики применения судами положений главы 26 Уголовного кодекса Российской Федерации об экологических преступлениях.

Обязательным признаком ч. 1 ст. 260 УК РФ является совершение действий в значительном размере, который определяется в соответствии с примечанием к ст. 260 УК РФ, — ущерб, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» утверждены таксы и методика для исчисления размера вреда.

Преступление совершается путем активных действий в форме умышленной незаконной рубки или повреждения до степени прекращения роста насаждений.

Под рубкой лесных насаждений и (или) не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а также иные технологически связанные с ней процессы (включая трелевку, первичную обработку и (или) хранение древесины в лесу), в результате которых образуется древесина в виде лесоматериалов (например, хлыстов, сортиментов).

Необходимо также учитывать требования иных нормативных актов, например Приказа Рослесхоза от 05.12.2011 N 513 «Об утверждении Перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается».

К повреждениям до степени прекращения роста насаждений относятся такие повреждения, которые необратимо нарушают способность насаждений к продолжению роста (например, слом ствола дерева, ошмыг кроны, обдир коры).

Виновный был осужден по ч. 3 ст. 260 УК РФ за незаконное повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений, совершенное в особо крупном размере путем прокладывания тракторного волока по лесным насаждениям, поврежденным в результате этого до степени прекращения их роста.

Согласно абз. 5 п. 15 указанного Постановления Пленума ВС РФ если в действиях лица, совершившего преступление, предусмотренное ст. 260 УК РФ, установлены признаки незаконной рубки лесных и (или) иных насаждений в значительном размере, в крупном размере, в особо крупном размере либо признак причинения крупного ущерба при совершении преступления, предусмотренного ст. 261 УК РФ, то описательно-мотивировочная часть судебного решения должна содержать ссылки на нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления размера ущерба, причиненного лесным и (или) иным насаждениям.

Отнесение срубленных деревьев к вегетирующим (живым), причины прекращения роста насаждений, расчет причиненного ущерба устанавливаются посредством проведения экспертных исследований.

Разграничению преступления от административно наказуемых деяний посвящен п. 22 указанного Постановления Пленума ВС РФ.

Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений и незаконной рубки лесных насаждений, административная ответственность за которую предусмотрена ч. 1, 2 ст. 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который, как было сказано выше, должен превышать пять тысяч рублей.

Применительно к незаконному повреждению насаждений критерием является степень такого повреждения, поскольку, если прекращение роста насаждений не произошло, действия виновного подлежат квалификации по ст. 8.28 КоАП РФ. Так же квалифицируются и действия лица, приведшие к прекращению роста насаждений, при отсутствии обязательного признака — значительность причиненного ущерба, а также квалифицирующих признаков, указанных в ч. 2 ст. 260 УК РФ.

Рубка лесных насаждений арендаторами лесных участков, имеющими проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, с нарушением технологии заготовки древесины, в том числе рубки, без подачи отчета об использовании лесов подлежит квалификации по ст. 8.25 КоАП РФ.

Не исключается и применение положений о малозначительности деяния (ч. 2 ст. 14 УК РФ) к рассматриваемому составу преступления.

 

 

Информацию подготовил помощник прокурора Приволжского района Самарской области В.В. Яковлев.