Микрофинансовые организация при предоставлении займов физическим лицам обязаны выполнять требований действующего законодательства о рекламе и защите прав потребителей.

Микрофинансовые организация при предоставлении займов физическим лицам обязаны выполнять требований действующего законодательства о рекламе и защите прав потребителей.

 

«Должна ли микрофинансования организация при предоставлении займов физическим лицам выполнять требований действующего законодательства о рекламе и защите прав потребителей?»

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителя.

Частью 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, так в данной рекламе отсутствуют сведения об условиях получения физическим лицом займа, то есть о требования, предъявляемых к данному лицу обществом, чтобы оформить договор потребительского займа.

Таким образом, не отражение в рекламе существенной информации, например, наименование организации, фактически предоставляющей займы, является нарушением указанной выше нормы и соответственно положений Закона о рекламе и распространяет свою сферу применения на организации, предоставляющие микрозаймы населению, несоблюдение указанных норм образует состав административного правонарушения предусмотренный ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — нарушение законодательства о рекламе.

Кроме того, необходимо отметить, что отношения, возникающие между микрофинансовыми организациями и физическими лицами также регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей).

В силу ч. 1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

В соответствии с ч. 1. ст. 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Отсутствие информации о режиме работы организации, ее индивидуального номера налогоплательщика (ИНН), основного государственного регистрационного номера (ОГРН), фирменного наименования является нарушением положений ст. 9, 10 Закона о защите прав потребителей и в свою очередь образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 14.8 КоАП РФ — нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

С учетом изложенного, микрофинансовая организация обязана соблюдать требования действующего законодательства  о рекламе и защите прав потребителей.

 

29.01.2018

 

Разъяснение подготовлено прокуратурой Приволжского района