Как осуществляется защита прав предпринимателей?

Помимо общих способов защиты прав и направленной на это деятельности органов всех ветвей государственной власти (Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и др.) существует специально созданный институт уполномоченных по правам предпринимателей на федеральном и региональном уровнях, а также некоторые особенности судопроизводства с участием субъектов предпринимательства.

 

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 07.05.2013 N 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (далее — Закон о защите прав предпринимателей) уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (далее — Уполномоченный) и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами, имеющими расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба РФ.

Как следует из ч. 3, 4 ст. 1 Закона о защите прав предпринимателей, Уполномоченный назначается Президентом РФ с учетом мнения предпринимательского сообщества сроком на 5 лет не более чем на 2 срока подряд; им может быть назначен гражданин РФ не моложе 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, и имеющий высшее образование. Уполномоченным в субъекте РФ может быть назначен гражданин РФ, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, и имеющий высшее образование (ч. 4.1 ст. 9 Закона о защите прав предпринимателей).

В качестве примера нормативного регулирования института Уполномоченного в субъекте РФ можно привести Закон г. Москвы от 30.10.2013 N 56 «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве». Законы об уполномоченном по защите прав предпринимателей действуют во всех субъектах РФ.

В соответствии со ст. 2 Закона о защите прав предпринимателей основными задачами Уполномоченного являются:

— защита прав и законных интересов российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности (в том числе членов органов управления коммерческой организации в связи с осуществлением ими полномочий по управлению такой организацией) на территории РФ и российских субъектов предпринимательской деятельности на территориях иностранных государств в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

— осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности (в том числе членов органов управления коммерческой организации в связи с осуществлением ими полномочий по управлению такой организацией) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;

— содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

— взаимодействие с предпринимательским сообществом;

— участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Например, Уполномоченный может защищать права предпринимателей в суде, оспаривая ненормативные акты органов местного самоуправления (Определение Верховного Суда РФ от 03.08.2018 N 306-КГ18-10839 по делу N А57-20845/2016), акты налоговых органов, защищая права предпринимателей в гражданских правоотношениях с органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о защите прав предпринимателей Уполномоченный рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности в порядке, установленном законодательством РФ, с учетом особенностей, предусмотренных Законом о защите прав предпринимателей, а также порядком подачи и рассмотрения жалоб, принятия решений по ним, утвержденным Уполномоченным.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о защите прав предпринимателей по результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан выполнить одно или несколько из следующих действий:

1) разъяснить заявителю вопросы, касающиеся его прав и законных интересов, в том числе форм и способов их защиты, предусмотренных законодательством РФ;

2) передать жалобу в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. Направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется, запрещается;

3) направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов указанных субъектов;

4) обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов (за исключением органов прокуратуры, Следственного комитета РФ, органов судебной власти), органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности;

5) обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся субъектами предпринимательской деятельности;

6) обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые в отношении заявителя, в порядке, установленном законодательством РФ;

7) направить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы, организации, наделенные федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, обращение о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в установленном законодательством РФ порядке.

Уполномоченный вправе оставить жалобу без рассмотрения в случаях, предусмотренных ч. 3, 4 ст. 4 Закона о защите прав предпринимателей (ввиду повторности, анонимности, нечитаемости, опасности разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну).

Уполномоченный в субъекте РФ может опубликовывать разъяснения, касающиеся ряда практических вопросов о его деятельности, — например, о возможности участия Уполномоченного при проведении выездной проверки, об оказании содействия в досудебном урегулировании спора между предпринимателем и органами власти, о возможности принятия участия в судебном процессе на стороне предпринимателя и др. («Вопросы Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области» (Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской обл. и его Аппарат, 2024)).

Как видно из содержания вышеуказанных норм Закона о защите прав предпринимателей, значительная часть решений Уполномоченного по обращениям связана с возможностью защиты прав предпринимателей в суде. При этом необходимо отметить, что лишь АПК РФ и КоАП РФ рассматривают Уполномоченного в качестве особого участника процесса.

Так, ч. 1 ст. 53.1 АПК РФ гласит, что Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах РФ, обратившиеся в арбитражный суд, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца.

Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей также вправе вступить в дело на стороне истца или ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований (ч. 2 ст. 53.1 АПК РФ).

Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей вправе обжаловать вступившие в законную силу судебные акты по правилам, установленным ст. 42 АПК РФ (ч. 3 ст. 53.1 АПК РФ).

В абз. 9 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции» разъяснено, что Уполномоченный имеет право кассационного обжалования судебных актов по правилам, установленным ст. 42 АПК РФ, а Уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте РФ вправе обжаловать судебные акты в порядке кассационного производства только в том случае, если он являлся лицом, участвующим в деле.

Согласно ст. 25.5.1 КоАП РФ Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте РФ по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности, могут быть допущены к участию в деле в качестве защитника.

Упоминание об Уполномоченном имеется в ч. 3.2 ст. 28.1 УПК РФ, которой предусмотрено обязательное его уведомление обо всех случаях отказа в прекращении уголовного преследования по ч. 3.1 ст. 28.1 УПК РФ.

При этом существует возможность допуска Уполномоченного к участию в уголовном процессе наряду с защитником, однако удовлетворение такого ходатайства подсудимого не является обязательным для суда и рассматривается в том же порядке, что и иные ходатайства.

Необходимо отметить, что помимо наличия правового института Уполномоченного в области уголовного процесса существуют ряд гарантий для субъектов предпринимательства, что получило отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2016 N 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности».

В ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ определены условия заключения под стражу субъектов предпринимательства в качестве меры пресечения.

Так, в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных:

— ст. 159 ч. 5 — 7, ст. ст. 171, 171.1, 171.3 — 172.3, 173.1 — 174.1, 176 — 178, 180, 181, 183, 185 — 185.4 и 190 — 199.4 УК РФ;

— ст. 159 ч. 1 — 4, ст. ст. 159.1 — 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 и 201 УК РФ (при условии, что эти преступления совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией или в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности);

заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено только при наличии одного из следующих обстоятельств:

1) подозреваемый или обвиняемый не имеет места жительства или места пребывания на территории РФ;

2) им нарушена ранее избранная мера пресечения;

3) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

Если преступления, предусмотренные ст. 159 ч. 1 — 4, ст. ст. 159.1 — 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 и 201 УК РФ, совершены индивидуальным предпринимателем не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо членом органа управления коммерческой организации не в связи с осуществлением им полномочий по управлению этой организацией или не в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, то в постановлении о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении указанных преступлений и в приложенных к данному постановлению материалах должны содержаться конкретные сведения, подтверждающие такие обстоятельства (ч. 3.1 ст. 108 УПК РФ).

За воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного установлена административная ответственность.

Так, согласно ч. 1 ст. 17.2.2 КоАП РФ вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решения влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 2 000 руб.

Для должностных лиц, с которыми Уполномоченный осуществляет взаимодействие в рамках своих полномочий, закрепленных в ст. 4 Закона о защите прав предпринимателей, также установлена административная ответственность.

Неисполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного либо воспрепятствование его деятельности в иной форме влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 руб. (ч. 2 ст. 17.2.2 КоАП РФ).

Несоблюдение должностными лицами установленных сроков предоставления информации (документов, материалов, ответов на обращения) Уполномоченному влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 2 000 руб. (ч. 3 ст. 17.2.2 КоАП РФ).

Согласно ч. 4 ст. 17.2.2 КоАП РФ повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 — 3 ст. 17.2.2 КоАП РФ, влечет дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года.

Информация подготовлена помощником прокурора Приволжского района Самарской области Вячеславом Яковлевым